Особое внимание этому процессу я бы уделяла, начиная с пяти-шести летнего возраста ребенка. Вместе с тем, модель ответственного поведения самих родителей, как образец, должна присутствовать в жизни ребенка постоянно.

Что делать?
Шаг 1. Обратите внимание ребенка на его права в семье. Это право на заботу, право на интересное времяпрепровождение с родителями, право на помощь с их стороны, право пользоваться красивыми и умными игрушками, право быть услышанным в выражении чувств. Например: "Посмотри, как мама позаботилась о твоем здоровье. Она сварила тебе полезную кашу. Как много заботы со стороны папы. Он беспокоится о твоей настойчивости, когда напоминает про утреннюю зарядку". Если вы об этом не говорите, то ребенок будет воспринимать свои права, как должное, а не как счастье, дарованное любящими родителями. Ведь пока только вы знаете, что в мире есть дети, лишенные родительской ласки и поддержки.

Шаг 2. Откройте ребенку изнанку каждого права. Забота со стороны родителей предполагает уважение в словах и делах со стороны ребенка, в качестве ответного ответственного действия. И здесь в жизнь ребенка «входят» вежливые слова. Право пользоваться красивыми и умными игрушками предполагает ответственность за их состояние. В этом месте ребенок обучается быть аккуратным и бережным. Право выражать свои чувства предполагает ответственность за свои
действия. Ребенок обучается делать выбор.

Шаг 3. Объедините права и ответственность договором. У ребенка есть право высказывать свои желания и просьбы. Вместе с тем, у ребенка есть ответственность за то, чтобы услышать просьбы и желания самих родителей. В этом месте возможно столкновение интересов между «хочу» и «надо». А далее... Можно заставить ребенка делать то, что считает нужным родитель. До подросткового периода авторитета родителей будет хватать. Можно устать от слез и капризов ребенка, уступить его желаниям и попасться в сети маленького манипулятора. А можно познакомить ребенка с практикой заключения равноценного для сторон договора, когда хорошо и тебе, и мне.

Как договариваться? Например, ребенок приглашает вас в свою игру, в разговор на тему, его интересующую, но вы заняты.
  • Обозначьте важность его интереса для вас: «Мне так хочется поговорить с тобой на эту тему».
  • Выразите печаль по поводу того, что именно сейчас это не получится сделать, так как у вас есть очень важная для вас работа.
  • Обратите внимание ребенка на то, что так бывает в жизни людей. И требуется много терпения, чтобы на время придержать «за хвост» свой интерес.
  • Предложите альтернативное время для общения с ребенком. Спросите, хватит ли ему терпения? Поинтересуйтесь, чем он займется в это время. Поблагодарите за понимание.
  • Выполните свою часть договора и в обозначенное время (обязательно именно в это время!!!) переключите свое внимание на интерес ребенка. Восхититесь терпением своего ребенка! Поблагодарите его за проявленное уважение к вам и вашей работе.

Звоните +7 981-146-14-06
Буду рада помочь в вопросах воспитания Вашего ребенка
Психолог Татьяна Балакина