Жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта. Дети не выбирают одноклассников, но им приходится жить и работать вместе много часов подряд. Они все неудобны друг для друга, так как хотят персонального внимания и педагога, и сверстников; очень стараются быть лучшим, лучшим относительно другого, а не относительно себя вчерашнего. В силу этого конфликты неизбежны.

Дети обзывают друг друга, смеются над неудачами, дерутся, а потом как-то договариваются между собой, и дружба продолжается до следующей ссоры.
Родители остаются в стороне до тех пор, пока ситуации конфликта, выходя из-под контроля, не проявляют себя в форме физических или психических травм. И с этого момента конфликты между детьми обрастают конфликтами между родителями, между родителями и администрацией школы. И это понятно, ведь своя боль самая больная. И родитель «жертвы» и родитель «агрессора» рьяно защищают право своего ребенка на безопасность. Ситуация безвыходная, если не подвергнуть анализу наше умение конфликтовать. Ведь это существенное условие и родительской, и педагогической успешности, и, как следствие, успешности жизни ребенка в целом.

Конфликт любого масштаба имеет две составляющие: эмоциональную, которая при неграмотном обращении раздувается до гипертрофированного состояния энергетикой его участников, и конструктивную, которая, зачастую, остается в тени.
Анализируя конструктивную «изнанку» целесообразно выделить причины неадекватной агрессии, агрессии, в которой сила ответной реакции не соответствует реально существующей опасности.

Зачастую неадекватная агрессия представляет собой обратную сторону неадекватного страха. Когда объект опасности расценивается детьми как преодолимый, то страх трансформируется в гнев, который опредмечивает себя через агрессивные действия. Не страшно злиться и агрессировать на слабых и равных тебе. Но очень страшно выразить свой протест родителям и педагогам.

Причиной неадекватного страха является наличие в истории жизни ребенка ситуаций, когда его отвергали родные и близкие люди, либо ситуаций, которые ребенок расценивал, как отвержение:
  • обесценивание переживаний и желаний («мне бы твои проблемы!», «не дорос еще»);
  • осуждение и неконструктивная критика ошибочных действий («мне стыдно за тебя; хорошие дети так не поступают»);
  • выражение сомнения в его всемогуществе (все могу!) («вечно у тебя все не получается»).

Все это может способствовать формированию представления ребенка о себе как о недостаточно хорошем и недостойном любви. Подобная установка очень ярко и болезненно может проявлять себя в сфере общения со сверстниками: «Если сверстникам я не понравлюсь, если меня не примут в игру, если я окажусь плохим (совершу ошибочное поведение), то они меня отвергнут». Для ребенка это равносильно смерти. Поэтому ребенок борется «в кровь» не против кого-то, а за себя, за утверждение ценности своего «Я» в этом мире.

Важная деталь, ребенку, на этапе обучения в начальной школе, важно, чтобы его выбрали все одноклассники, потому что, если кто-то не хочет с ним дружить, это есть индикатор отвержения. Напоминает о себе не пережитая травма, и вмиг обесцениваются реально существующие дружеские связи. Такие дети живут по принципу: «Или все, или ничего».

Работа с неадекватной агрессией начинается с создания условий, в рамках которых оптимизируется представление ребенка о себе. Ведь нелюбящий себя ребенок подразумевает, что его не любят другие и будет преувеличивать степень опасности для себя со стороны окружающих, а значит защищаться.

Для здоровья ребенку необходимо чувствовать себя услышанным и понятым.

Если родители не принимают ребенка таким, какой он есть, переделывают его под образцы того, каким он должен быть с их точки зрения, то и ребенок не принимает себя, «глушит» свои потребности, отказывается от себя в пользу идеала и, как результат, ужасно страдает, понимая, что он – не идеал.

Чтобы скрыть от себя свою беспомощность, ребенок будет стремиться к контролю над сверстниками и получать ответную агрессию со стороны тех детей, которых он контролирует.